Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: qì; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск.. Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1]. «Ци» в традиционном китайском скрипте «Ци» в полускорописной версии Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1]. Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1]. Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции[5]. История понятияОпределение в китайских первоисточникахГо Юй Чжоу夫天地之气,不失其序;若过其序,民乱之也。
НэйцзинВ «Трактате о внутреннем» («Нэйцзин») сказано:
НеоконфуцианствоОснователь неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200) повлиял на распространение понятия «Ци» На распространение понятия ци оказал существенное влияние основатель неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200), который считается второй (после Конфуция) фигурой в истории китайской мысли. Согласно его учению, всё сущее вокруг пронизывает ци и ли. Ли (или дао) люди и вещи получают в момент своего зарождения, ли определяет природу вещей. Ци вдыхает в них жизнь, ци — дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Ци отождествляется с инь и ян[6]. Правильная циркуляция ци создаёт гармонию, напротив, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти. Категория ци в китайской медицинеВ традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый воздух также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы её циркуляции не позволено нарушать никому.[4] Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т. д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу.[4] Считается, что воздействием на меридианы можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в акупунктуре и боевых искусствах (См. Цигун, Айкидо). Такие представления являются объектом критики современной науки. Понятие ци является основополагающим для фэн-шуй, а также ряда китайских систем оздоровления человеческого тела[7]. Формы ци
Аналогичные понятия в других культурахПонятие «прана» (дыхание жизни), аналогичное ци (шэн ци)[7], имеется в индийской культуре. В западной философии существовали близкие понятия пневма (в древнегреческой медицине, стоицизме и раннехристианской философии), Energeia у Аристотеля. Сходное по смыслу понятие Élan vital (жизненная активность, сила) есть в философии Бергсо́на. Ци в японской культуреПонятию Ци аналогично японское Ки[8][неавторитетный источник?]. Оно является составной частью наименований многих боевых искусств: айкидо (合気道)[9], кико, киайдзюцу и др. Это и важная составляющая японского духа бусидо и японской традиционной медицины — киацу, Рэйки, когда, используя пальцевый метод сиацу, в тело пациента направляют поток энергии Ки. Японская эзотерическая философия выделяет восемь видов Ки:
Отдельно следует упомянуть термины айки и киай.
| |
| |
Просмотров: 448 | |
Всего комментариев: 0 | |