Особенности систем "Кю-Дан" и традиционной передачи знаний "Дэн"
Особенности систем "Кю-Дан" и традиционной передачи знаний "Дэн" Систему «Кю-Дан» впервые ввел в боевые искусства Кано Дзигоро, позаимствовав её у игры «Го». Система служила разделением по уровням обучения. Для обозначения уровня использовался белый пояс у начинающих и черный пояс у юданся. Потом стали применять коричневый пояс для обладателей Кю, со временем другие цветные пояса для детей, а за пределами Японии и для взрослых. Постепенно систему кю-дан переняли и другие направления боевых искусств: каратэ, кюдо, айкидо, кэндо и прочие. Несмотря на одобрение системы «кю-дан» Бутокукай, каких-то общих стандартов выработано не было, каждая организация устанавливает свои критерии. Различно как количество степеней, так и требования к аттестации. Например, в Сёриндзи кэмпо у взрослых 3 кю и 9 данов, в некоторых стилях каратэ 10 кю и 10 данов, у школ ниндзюцу есть и 15 данов. Где-то с самого начала на экзаменах есть спарринг и/или разбивание предметов, где-то только ката и т.д. и т.п. Посему, сравнивать уровень занимающихся «по поясам» бессмысленно даже в пределах допустим одного каратэ, не говоря уже про разные виды БИ. Обычно технические экзамены принимаются где-то до 3-6 дана, более высокие степени даются «за заслуги», хотя есть и такие виды, где сдавать экзамены нужно вплоть до 8-го дана. Таким образом, 8-10 дан показывает не заоблачный уровень бойцовских качеств, а вклад в развитие школы/организации, например, руководство национальной федерацией, исследовательская работа, издание книг и т.п. Поскольку большинство современных японских будо так или иначе имеют отношение к фонду Будокан, декларируемые ими цели и задачи практики вращаются вокруг воспитания подрастающего поколения. В этой связи видится уместной аналогия системы кю-дан с образовательной системой. Кю-шодан – школа, 2-4 дан – институт, дальше аспирантура и докторантура. Соответственно та или иная степень у человека говорит лишь о том, что он успешно сдал экзамен по требованиям своей школы и сейчас занимается, допустим, в «институте». Насколько он способен применить технику в «реальном бою» и т.п. сама по себе степень в большинстве случаев не показывает. На заре развития восточных БИ в Советском Союзе сложилась такая ситуация, что первый дан был запредельной мечтой и считался, в общем-то, вершиной мастерства. В Японии первый дан никакой ценностью не является. Он означает всего лишь, что ученик ознакомился с базой школы и теперь готов приступить к настоящему обучению. Эту степень получают довольно быстро, в среднем за 1-3 года. Зайдите в любой японский клуб – там почти все с черными поясами, даже дети. При этом по нашим меркам, половине не то, что пояс носить, для начала не помешает прохождение курса лечебной физкультуры. Миллионы японцев имеют первый дан по каратэ, дзюдо, кюдо, айкидо, полученный в школе или институте. Обычно, по окончании учебного заведения, пояс забрасывается в кладовую и о нем не вспоминают. О более-менее серьезном подходе к БИ начинают говорить примерно после 3-го дана, если человек продолжает заниматься и после окончания общеобразовательного учреждения. Еще один момент, связанный с данами. В России мастерские звания присваиваются централизованно Комитетом по физической культуре, и их можно получить выполнив требуемые нормативы. Можно стать, например, мастером спорта по рукопашному бою, не зависимо от того, в какой секции ты занимаешься – бокс, каратэ, кик-боксинг. В Японии же нельзя иметь дан по дзю-дзюцу или каратэ или кобудо «вообще», все степени присваиваются по той конкретной школе, в которой занимается ученик (и выдаются от имени федерации или главы школы). То есть имеют 5-дан Ито-рю каратэ, 5-й дан Айкидо Айкикай и т.п. Соответственно, когда человек говорит вам "у меня 7-й дан каратэ" (без упоминания школы) варианта два: а) он лжет (или повесил его себе сам, что одно и тоже); б) он получил его в одной из многочисленных организаций «модернового» толка, благо сейчас их полно и в Европе, и в Америке, да уже и в России. А в некоторых организациях можно получить платно какую угодно высокую степень, причем зачастую даже не одну, а целый пакет – и по «кобудо» и по кэмпо-каратэ и по «каратэ-дзюцу» и по «боевому дзю-дзюцу». Вобщем, на любой вкус. Японские титулы инструкторов боевых искусств Итак, как таковые Даны не являются показателем мастерства. Так же, сами по себе Даны независимо от цифры не дают права преподавать. Обычно требуется отдельный сертификат в котором описаны полномочия владельца: в каком регионе он может преподавать, в каком объеме, имеет ли он право принимать экзамены, до какого уровня и т.п. Называется право преподавания по-разному: Шидоин сикаку, Кёси мэнкё, Шихан мэнкё, Кёдзю дайри и т.п. Необходимость таких полномочий видится неоднозначной. В некоторых организациях для их получения необходимо пройти специальный инструкторский курс, что для людей без физкультурного и педагогического образования не лишнее (да и стандартный процесс обучения далеко не всегда предполагает получение знаний о методике преподавания). С другой стороны, не редко это просто вопрос денег – плати взносы и преподавай. Возникает вопрос, если не Даны показатель мастерства, тогда что? Японцы тоже озаботились этим вопросом и в 1902 году Бутокукай установил титулы Рэнси, Кёси и Ханси. Во Всеяпонской федерации иайдо, есть еще промежуточный между Кёси и Ханси титул Дзюн-Ханси. Эти титулы выдаются в знак признания мастерства человека в каком-либо стиле. Чаще всего в речи употребляется так «Кёси, 7-й дан». Так же как и в случае с данами, никаких общих стандартов к их присвоению нет. Они присваиваются каждой организацией самостоятельно, согласно своему уставу. Поэтому не верьте сказочникам, рассказывающим о том, что Кёси или Ханси можно стать только после одобрения «совета мастеров воинских искусств всея Японии». Конечно, если речь идет, к примеру, о японской федерации кэндо, в которой под миллион членов, скорей всего у них решение принимается коллегиально. Если же мы говорим, о рюхе какого-нибудь сюрикен-дзюцу с целыми пятью учениками, то там сокэ принимает решение самостоятельно. Ну и как всегда больной для нас вопрос – деньги. За обладание титулом часто надо платить ежегодные взносы. Небольшое уточнение. Слово «кёси» в японском языке имеет значение «преподаватель», поэтому например в Катори синто рю преподавательская лицензия называется «кёси мэнкё». Надо иметь в виду, что это не титул кёси. Знающим японский проще понять – иероглифы там разные. Традиционный метод передачи знаний Параллельно с системой Кю-Дан, сохранилась и традиционная система передачи – Дэн. В средние века никаких организаций объединяющих практиков будзюцу со всей страны в Японии не было, и каждый глава школы сам устанавливал порядок передачи и ступени. Обобщая можно выделить: Сёдэн (начальная передача), Тюдэн (средняя передача), Окудэн (глубокая передача); Кайдэн (полная передача). Есть и другие степени, например Кириками, Тюгокуи, Мокуроку, Мэнкё, Шихан мэнкё. Кроме того, существуют различные Дэнсё, в которых содержатся «ключи» к мокуроку, «секреты» школы, история ее происхождения и т.п. По форме дэнсё бывают двух видов: в виде свитков (макимоно) и в виде дипломов (сёдзё). По содержанию дэнсё можно грубо разделить на семь видов: 1. Мокуроку. В них перечисляются названия техник. 2. Э-мокуроку. В них к названиям техник добавлены поясняющие рисунки. 3. Ка-мокуроку. В них передаваемые устно (кудэн) секреты школы зашифрованы в стихах. 4. Токусю-маки. Особые записи вроде наставлений по кайсяку в иайдзюцу и т.п. 5. Каку-сё. Подробные записи о нюансах техники. 6. Гайбуцу-маки. Чаще всего они по виду такие же, как мокуроку, только объясняются в них вещи, не имеющие прямого отношения к технике. 7. Монтэйдори кэппан кисё-маки. Свиток с клятвой ученика. Во многих школах существовал обычай на церемонии вступления давать «кэппан» - клятву, подписанную собственной кровью. Клятва содержала обещания до получения Мэнкё не посвящать в сущность школы даже своих родственников, не учить никого без разрешения, не критиковать другие школы, сохранять верность политическому курсу правительства и т.п. За нарушение клятвы полагалась божественная кара.
Категория: Дзю-дзюцу | Добавил: Владимир (20.08.2019)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar